Previous Entry Share Next Entry
Боттичелли и его "Весна"
sergei_1956 wrote in pinakoteka_yaf
Венера под аркой. Primavera. Фрагмент картины Боттичелли. Весна. 1482 год.jpg                                                     ...  Центральную группу картины " Весна" образует в одиночестве Венера, богиня садов и любви. Её главенство художник подчёркивает не только центральным расположением, но и двумя ореолами из листьев мирта (атрибута Венеры) и просветов между кустом мирта и апельсиновыми деревьями. Просветы образуют арку, напоминающую многочисленные изображения Мадонны, в том числе и самого Боттичелли. Жест правой руки Венеры направлен к левой части картины. Над Венерой расположен путто (или Амур) с завязанными глазами, направляющий стрелу в среднюю Хариту.



***   «Весна» (итал. Primavera) — картина Сандро Боттичелли, написана в 1482 году. Выставлена в Галерее Уффици, Флоренция.



Сандро Боттичелли.Весна. 1482 год. Primavera. Доска, темпера. (203 на 314 см)Галерея Уффици, Флоренция..jpg



***



На картине изображена поляна в апельсиновом саду («Сад плодовитый цветёт на полях»). Вся она усеяна цветами («земля-искусница пышный Стелет цветочный ковёр»). Ботаники насчитали более 500 цветов («нет и числа их числу»), относящихся к более чем 170 видам. Причём воспроизведены они с фотографической точностью, как например, немецкий ирис в правом нижнем углу. Несмотря на название «Весна», среди них много тех, что цветут летом, и даже зимой («Вечной я нежусь весной»).

Сандро Боттичелли. Флора. Фрагмент картины "Весна", 1482 год.  Из собрания шедевров мировой живописи...  (359).jpg

Рассматривая персонажей картины справа налево, обнаруживается ритм 3-1-3-1. Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов; Зефир преследует Хлориду, изображённую в момент превращения во Флору – у неё изо рта уже разлетаются цветы; и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»). Чтобы подчеркнуть метаморфозу нимфы, Боттичелли показал, что одежды у Хлориды и Флоры развеваются в разные стороны.



Следующую, центральную группу образует в одиночестве Венера, богиня садов и любви. Её главенство художник подчёркивает не только центральным расположением, но и двумя ореолами из листьев мирта (атрибута Венеры) и просветов между кустом мирта и апельсиновыми деревьями. Просветы образуют арку, напоминающую многочисленные изображения Мадонны, в том числе и самого Боттичелли. Жест правой руки Венеры направлен к левой части картины. Над Венерой расположен путто (или Амур) с завязанными глазами, направляющий стрелу в среднюю Хариту.



Левее Венеры расположена группа из трёх Харит, которые танцуют, взявшись за руки. Согласно Гесиоду, это Аглая («Сияющая»), Ефросина («Благомыслящая») и Талия («Цветущая»). Средняя Харита (возможно, Ефросина) смотрит на Меркурия. Позы Харит напоминают позы дочерей Иофора с фрески Боттичелли «Сцены из жизни Моисея» в Сикстинской капелле.



Последнюю группу образует Меркурий с его атрибутами: шлемом, крылатыми сандалиями и кадуцеем. Боттичелли сделал его охранником сада, снабдив мечом. Меркурий с помощью кадуцея добивается того, что «Тучи уходят с небес».



Все персонажи почти не касаются земли, они как бы парят над нею. Эффект усиливался благодаря высокому расположению картины.

***

Существует огромное количество версий относительно интерпретации картины. Их условно можно разделить на философские, мифологические, религиозные, исторические и экзотические.



Философские версии связаны с неоплатонизмом. Сторонники исходят из того, что источниками для Боттичелли являлись не просто Лукреций и Овидий, а философия Фичино и поэзия Полициано, с которыми Боттичелли познакомился в Платоновской Академии. Кроме того, Фичино был наставником Лоренцо ди Пьерфранческо, сохранилось письмо Фичино к воспитаннику от 1481 года, где он рекомендует юноше рассматривать Венеру как аллегорию Гуманности (Humanitas). В этом случае картина представляет аллегорию, как под руководством Венеры, управляющей и земной и небесной любовью, в соответствии с её жестом деятельность человека поднимается от чувств (Зефир-Хлорида-Флора) через разум (три Грации) к созерцанию (Меркурий). В пользу версии говорит то, что движение Зефира на картине направлено вниз, а движение Меркурия – вверх.



Различные мифологические версии трактуют изображённый сад на картине как сад Гесперид, в качестве источника рассматривают Апулея, и тогда вместо Венеры говорят о Исиде, вместо Меркурия говорят о Марсе, и т. д.



Религиозные версии исходят из того, что на самом деле речь идёт о Мадонне, а сад представляет собой Hortus conclusus. По одной версии, правая часть картины в этом случае рассматривается как аллегория плотской любви, левая – как аллегория любви к ближнему, но высшая любовь в центре – любовь к богу. Другая версия рассматривает изображение на картине как три этапа путешествия по земному Раю: вхождение в Мир, путешествие по Саду и исход на Небеса.



Исторические версии основаны на предположении, что Боттичелли на картине изобразил своих современников. Самый простой вариант – картина является предсвадебным наставлением невесте, в Меркурии изображён Лоренцо ди Пьерфранческо, а в качестве средней Хариты, смотрящей на него – Семирамида Аппиани. Другие считают, что Меркурий – это сам Лоренцо Великолепный, а среди остальных персонажей находят его любовниц. Третьи рассматривают картину как аллегорию расцвета Флоренции под руководством Лоренцо Великолепного после ликвидации последствий заговора Пацци. Утверждается, что деревья в саду – это mala medica, ожерелья на Харитах – цветов Медичи, отыскиваются на картине элементы герба Медичи и т. д.



Есть и экзотические версии, в которых игнорируются литературные и исторические источники. Их сторонники считают, что в картине зашифровано некое послание. Например, восемь персонажей картины рассматриваются как ноты: Зефир соответствует «до», Хлорида – «ре», и так далее, а Меркурий – опять «до», но на октаву выше. Другая версия построена на соответствии Флора – Флоренция, в этом случае каждый персонаж – это итальянский город. Имеются сторонники алхимии, астрономии и т. д.



***



В картинах  мастеров живописи...



Нимфа Хлорида и Зефир. Sandro Botticelli.Фрагмент картины Боттичелли. Весна. 1482 год .jpg


В картине живописца Сандро Боттичелли...


Меркурий. Sandro Botticelli. Фрагмент картины Боттичелли. Весна. 1482 год.jpg



***



Первым источником для Боттичелли являлся фрагмент из поэмы Лукреция «О природе вещей»:




Вот и Весна, и Венера идет, и Венеры крылатый



Вестник грядет впереди, и, Зефиру вослед, перед ними



Шествует Флора-мать и, цветы на путь рассыпая,



Красками все наполняет и запахом сладким…



Ветры, богиня, бегут пред тобою; с твоим приближеньем



Тучи уходят с небес, земля-искусница пышный



Стелет цветочный ковёр, улыбаются волны морские,


И небосвода лазурь сияет разлившимся светом.


Из него на картине появились: Венера, Флора, Меркурий («Венеры крылатый вестник») и Зефир.



Следующие четыре персонажа Боттичелли взял согласно отрывку из поэмы Овидия «Фасты» (Книга 5. 3 мая. Флоралии):




195 «Флорой зовусь, а была я Хлоридой…



Как-то весной на глаза я Зефиру попалась; ушла я,



Он полетел за мной: был он сильнее меня…



205 Все же насилье Зефир оправдал, меня сделав супругой,



И на свой брачный союз я никогда не ропщу.



Вечной я нежусь весной, весна — это лучшее время:



В зелени все дерева, вся зеленеет земля.



Сад плодовитый цветет на полях, мне в приданое данных…



Сад мой украсил супруг прекрасным цветочным убором,



Так мне сказав: «Навсегда будь ты богиней цветов!»



Но перечесть все цвета на цветах, рассеянных всюду,



Я никогда не могла: нет и числа их числу…



Следом Хариты идут, венки и гирлянды сплетая,


220 Чтобы в небесные ввить кудри и косы свои.


Отсюда появились Хлорида и Хариты.



***



Три Хариты. Фрагмент картины Боттичелли. Весна. 1482 год. Three graces. .jpg



***



Картина находилась в доме Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, как свидетельствуют описи, проведённые в 1498, 1503, 1516 годах. В 1537 она была перевезена в Кастелло. В 1550 её видел там вместе с «Рождением Венеры» Вазари, он писал, что в Кастелло находятся «две картины с фигурами: одна из них – это рождающаяся Венера с ветерками и ветрами, помогающими ей вступить на землю вместе с амурами, другую же Венеру осыпают цветами Грации, возвещая появление Весны: обе они выполнены с грацией и выразительностью.» Картина находилась у Медичи вплоть до угасания рода в 1743.



В 1815 году она попала в запасники Уффици, её высоко не оценили, и в 1853 отправили в Академию для изучения молодыми художниками. Вернулась она в Уффици в 1919, таким образом, на протяжении около 400 лет её мало кто видел, и лишь в начале XX века к ней пришли известность и слава. В 1982 году картина подверглась реставрации. Сейчас – это один из главных шедевров Уффици.



***



Флорентийки, возлюбленные братьев Медичи, предположительно изображенные на картине





***



***



Автопортрет, Sandro Botticelli. Zanobi Altar.( Фрагмент картины "Поклонение волхвов").jpg



***



Поклонение волхвов. Алтарь Заноби.  Боттичелли.Botticelli Adoration of the Magi....jpg



«Поклонение волхвов» — картина Сандро Боттичелли, написанная около 1475 года. Хранится в галерее Уффици. Известно, что Боттичелли было заказано не менее семи версий «Поклонения волхвов»...



                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             ***   https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B5%D1%81%D0%BD%D0%B0_(%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%B0_%D0%91%D0%BE%D1%82%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D0%BB%D0%BB%D0%B8)



***

Флоренция, картины, темпера. Галерея Уффици, Художники, фото из интернета, Весна. 1482 год. Primavera. Доска, Сандро Боттичелли, живопись

***

Оригинал взят у sergei_1956 в "Весна" из 1482 года



?

Log in

No account? Create an account